Вернуться к обычному виду

Программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Амурском муниципальном районе на 2011 – 2013 годы»

Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации муниципальной целевой программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Амурском муниципальном районе на 2011-2013 годы», утвержденной постановлением главы Амурского муниципального района от 08.12.2010 № 238



2011 год

2012 год

УТВЕРЖДЕНА  постановлением главы Амурского муниципального района от 08.12.2010 238

Внесены изменения: 06.11.2013 № 75,   17.06.2013 №46, 29.04.2013 №37


МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

«Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Амурском муниципальном районе на 2011 – 2013 годы»


ПАСПОРТ  муниципальной целевой программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Амурском муниципальном районе на 2011 – 2013 годы»


Наименование программы

















Муниципальная целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства Амурском муниципальном районе на 2011–2013 годы» (далее - Программа)
Основание для разработки программы

пункт 1 части 1 статьи 11  Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

пункт 4 постановления Правительства Хабаровского края от 23.07.2009 № 214-пр «О краевой целевой программе «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае на 2011-2013 годы»

Заказчик – координатор  программы

Администрация Амурского муниципального района
Основные разработчики программыОтдел экономического развития администрации Амурского муниципального района
Цель программыОбеспечение благоприятных условий для инновационного развития малого и среднего предпринимательства в районе на основе формирования эффективных механизмов поддержки
Основные задачи программы

- повышение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства Амурского района на внутренних и внешних рынках;

- устранение административных барьеров при предоставлении муниципальных услуг  исполнительными органами муниципальных образований района;

- совершенствование инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, развитие информационной поддержки;

- развитие малого инновационного предпринимательства;

- повышение уровня развития торговли и платных услуг в сельской местности;

- совершенствование структуры услуг, оказываемых субъектами малого и среднего предпринимательства населению;

- создание предпринимательских кластеров с участием органов местного самоуправления;

- реализация совместных инвестиционных проектов в рамках муниципально-частного партнерства.

Основные исполнители программыАдминистрация Амурского муниципального района, органы местного самоуправления поселений Амурского муниципального района, объекты инфраструктуры поддержки предпринимательства, субъекты малого и среднего предпринимательства, иные привлекаемые организации
Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы

- количество действующих малых и средних предприятий, а также предпринимателей без образования юридического лица;

- численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства;

- объем выпущенных малыми и средними предприятиями товаров и оказанных услуг;

- объем налоговых поступлений во все уровни бюджета от предпринимательской деятельности

Сроки реализации программы2011 – 2013 годы
Объем и источник финансирования программы

Источник финансирования Программы - краевой бюджет, районный бюджет и иные источники

Средства краевого бюджета (2011 - 2013 годы) –

360 тыс. рублей, в том числе по годам:

2011 год - 120 тыс. рублей;

2012 год - 120 тыс. рублей;

2012 год - 120 тыс. рублей

Средства бюджета Амурского муниципального района (2011-2013 годы) –1130 тыс. рублей, в том числе:

2011 год – 350 тыс. рублей,

2012 год – 380 тыс. рублей,

2013 год – 400 тыс. рублей.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности

- увеличение числа действующих малых и средних предприятий, а также индивидуальных предпринимателей (единиц на 1000 населения) - до 29 единиц;

- увеличение доли работающих в малом и среднем предпринимательстве до 37 % от численности занятых в экономике района;

- рост объема выпуска товаров и услуг малыми и средними предприятиями всех видов деятельности на 2-5 % ежегодно;

- увеличение объема налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от предпринимательской деятельности на 4%

Контроль за выполнением программыКонтроль за ходом выполнения Программы и целевым использованием выделенных финансовых средств на их реализацию осуществляет администрация Амурского муниципального района. Исполнители основных мероприятий Программы ежеквартально до 05 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в отдел экономического развития администрации отчет о выполнении мероприятий для обобщения и последующего информирования главы Амурского муниципального района.
1. Характеристика состояния и проблем  в сфере малого и среднего предпринимательства

Малое и среднее предпринимательство играет всевозрастающую роль в социально-экономическом развитии Амурского района, сохраняя на протяжении ряда лет положительную динамику развития основных показателей деятельности.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю на начало 2010 года в Амурском районе было зарегистрировано 1854 субъектов малого и среднего бизнеса: 529 малых предприятий (из которых 262 – микропредприятия), 2 средних предприятия и 1323 индивидуальных предпринимателей, которые ведут свою деятельность в различных сферах народного хозяйства: в торговле, сфере услуг, производстве, строительных работах. Численность работающих в малом и среднем бизнесе составляет более восьми тысяч человек. Малый и средний бизнес района обеспечивает трудоустройство 33,1 процента от числа занятых в экономике Амурского района (в 2007 году – 26 процентов.).

Малый бизнес охватил практически все основные виды экономической деятельности, заняв ведущее место на рынке услуг и торговли, и все больше и больше включаясь в производственный процесс.

Стала устойчивой тенденция роста объемов товаров и услуг, производимых субъектами малого предпринимательства, улучшается их качество.

Так, в период с 2007 по 2009 год предпринимателями района увеличен выпуск хлебобулочной продукции на 17,5 процентов, кондитерских изделий – на 42,7 процента.

В рассматриваемом периоде отмечен рост оборота розничной торговли на 58,3 процента, оборота общественного питания – на 34,6 процента, объема оказания бытовых услуг – на 21 процент.

Инвестиции в основной капитал малых предприятий в 2009 году составил 4,7 млн. рублей, что в 1,7 раза больше, чем в 2008 году. Объем отгруженной продукции собственного производства малых предприятий в 2009 году составил 1520,6 млн. рублей (в 2007 году – 755,8 млн. рублей). В 2009 году в два раза по сравнению с 2007 годом увеличилась выручка от продажи малыми предприятиями товаров, работ и услуг и составила 2538,2 млн. рублей.

Увеличился вклад малого бизнеса в формирование доходов бюджета.

Субъектами малого и среднего предпринимательства Амурского района в 2009 году внесено налогов и платежей в бюджеты всех уровней на сумму 295,1 млн. рублей (в 2007 году – 177,5 млн. руб.). В структуре уплаченных в Амурском районе налогов и платежей во все уровни бюджета доля малого и среднего бизнеса района составляет 22,7 процента (за аналогичный период 2007 г. – 18,7 %). Это один из самых высоких показателей по краю.

В среднем на одного занятого в малом бизнесе района в 2009 году было уплачено налогов в бюджеты всех уровней 36,8 тыс. рублей (в 2007 году – 22,5 тыс. руб.).

Из районного бюджета на реализацию мероприятий программы развития и поддержки малого предпринимательства Амурского муниципального района за 2008-2010 годы было израсходовано 826 тыс. рублей.

На развитие малого и среднего предпринимательства в районе значительное влияние оказывают существующая в стране экономическая ситуация и связанные с ней общие для всех муниципальных образований Хабаровского края проблемы:

- наличие административных барьеров при осуществлении деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;

- недостаточно развитая инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства и прежде всего в сельских поселениях района;

- недостаток стартового капитала и профессиональной подготовки для успешного начала предпринимательской деятельности, а также средств на развитие предпринимательской деятельности;

- ограниченная возможность привлечения инвестиций в модернизацию действующего оборудования и внедрение новой инновационной продукции;

- невысокий уровень развития системы информационного обеспечения малого предпринимательства;

- частые изменения нормативной правовой базы, регулирующей деятельность субъектов малого и среднего бизнеса.

Анализ факторов, влияющих на развитие малого предпринимательства, а также опыт реализации программ поддержки и развития малого предпринимательства в районе показывают, что существующие проблемы можно решить лишь объединенными усилиями и согласованными действиями самих субъектов малого предпринимательства, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти Хабаровского края. Вместе с тем во многом этот процесс определяется эффективностью поддержки,   которая должна создать благоприятные условия для более полного использования потенциала малого и среднего предпринимательства.

Муниципальная политика в области малого и среднего предпринимательства прежде всего должна быть направлена на саморазвитие предпринимательства, формирование позитивного отношения различных слоев и групп населения к предпринимательской деятельности, повышение доли инноваций в развитие малого и среднего предпринимательства.

Комплексный подход к решению указанных проблем предполагает использование программно-целевых методов, обеспечивающих увязку в реализации мероприятий по срокам, ресурсам, исполнителям, а также организацию процесса управления и контроля.


2. Цель и задачи Программы

2.1. Целью Программы является обеспечение благоприятных условий для инновационного развития малого и среднего предпринимательства в районе на основе формирования эффективных механизмов поддержки.

Основными задачами Программы являются:

- повышение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства Амурского района на внутренних и внешних рынках;

- устранение административных барьеров при предоставлении муниципальных услуг  исполнительными органами муниципальных образований района;

- совершенствование инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, развитие информационной поддержки;

- развитие малого инновационного предпринимательства;

- повышение  уровня развития торговли и платных услуг в сельской местности;

- совершенствование структуры услуг, оказываемых субъектами малого и среднего предпринимательства населению;

- создание предпринимательских кластеров с участием органов местного самоуправления;

- реализация совместных инвестиционных проектов в рамках муниципально-частного партнерства.

2.2. На 2011-2013 годы определены следующие приоритетные для района виды деятельности, в которых необходимо развивать малое и среднее предпринимательство и оказывать ему поддержку со стороны органов государственной власти края и органов местного самоуправления:

- изготовление продукции производственно-технического назначения;

- инновационная деятельность;

- экологическая и природоохранная деятельность, в том числе утилизация и вторичная переработка сырья;

- строительство и ремонт объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения;

- оказание услуг по эксплуатации жилья и объектов инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства;

- производство продовольственных товаров;

- производство и переработка сельскохозяйственной продукции;


- производство товаров народного потребления;


- оказание потребительских услуг населению;


- оказание услуг в сфере образования и здравоохранения;

- производство изделий народных художественных промыслов и сувенирной продукции;

- оказание услуг в сфере туризма.


3. Система программных мероприятий

Выбор мероприятий Программы обусловлен оценкой их вклада в решение задач Программы.

План мероприятий Программы (приложение № 1) содержит следующие разделы:

3.1. Совершенствование нормативно-правового регулирования поддержки и развития малого и среднего предпринимательства.

Основные мероприятия настоящего раздела направлены на комплексный анализ и дальнейшее совершенствование нормативных правовых актов администрации района в сфере малого и среднего предпринимательства путем внесения изменений в действующие и подготовке нормативных правовых актов с использованием всех возможностей и инициативы органов местного самоуправления.

В целях выработки стратегии развития малого и среднего бизнеса на среднесрочную и долгосрочную перспективы, получение достоверной информации в сфере малого и среднего предпринимательства Программой предусмотрено разработка порядка проведения мониторинга деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.

3.2. Содействие сокращению административных барьеров в развитии предпринимательства.

Предусматривается разработка и реализация мер по проблемам малого и среднего  предпринимательства, устранению административных барьеров, оказывающих негативное влияние на развитие малого и среднего бизнеса, посредством ежеквартального анализа обращений субъектов малого и среднего предпринимательства по принципу «оперативная помощь» и выработке эффективных мер, направленных на защиту прав и законных интересов предпринимателей, оказание правовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства путем сотрудничества с некоммерческим партнерством «Амурский бизнес-центр», советами по предпринимательству при главах района и поселений, созданию партнерских отношений между предпринимателями и органами местного самоуправления.

3.3. Повышение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства.

Раздел включает комплекс мероприятий по поддержке субъектов малого предпринимательства, развитию муниципальной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, развитие финансовой и имущественной поддержки, содействию субъектам малого и среднего предпринимательства в области инноваций и производственной деятельности; создание и развитие предпринимательских кластеров, внедрение механизма передачи муниципальных объектов субъектам малого и среднего предпринимательства по концессионным соглашениям.

3.4. Формирование позитивного общественного мнения о предпринимательстве.

Эффективная реализация политики в сфере малого и среднего бизнеса невозможна без формирования благоприятного общественного мнения о предпринимателях, пропаганды цивилизованного, не только как источника удовлетворения насущных материальных потребностей, но и как достойного образа жизни. Для решения этой проблемы привлечение средств массовой информации, проведение рабочих встреч, семинаров, «круглых столов», тренингов, конкурсов по различным номинациям, а также организация единых экспозиций для участия субъектов малого и среднего предпринимательства в выставках-ярмарках, регулярное проведение Дней малого и среднего предпринимательства.

3.5. Развитие системы финансово-имущественной поддержки малого предпринимательства.

Задачами Программы в данной области являются расширение возможностей и упрощение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства финансовым и имущественным ресурсам посредством развития и совершенствования формы финансовой и имущественной поддержки.

Решение таких проблем, как дефицит пригодных и доступных производственных и офисных площадей для ведения бизнеса, высокие издержки на администрирование бизнеса (бухгалтерское, правовое, финансовое сопровождение) поможет создание «бизнес-инкубатора».

Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства предполагает совершенствование порядка расчета годовой арендной платы путем установления льготных коэффициентов за пользование находящимися в муниципальной собственности объектами недвижимости, расширение возможностей субъектов малого и среднего предпринимательства в доступе к муниципальному имуществу.

3.6. Поддержка приоритетных направлений развития малого предпринимательства.

Особое внимание должно быть уделено таким приоритетным видам деятельности, как производство и переработка сельскохозяйственной продукции, экология, жилищно-коммунальное хозяйство, инновации, образование, здравоохранение, физическая культура и спорт, производство изделий народных художественных промыслов.

3.7. Развитие молодежного предпринимательства.

Раздел включает комплекс мероприятий по проведению среди молодежи конкурсов по основам предпринимательских знаний, по пропаганде развития предпринимательства в молодежной среде.

3.8. Информационная поддержка малого предпринимательства.

Раздел включает комплекс мероприятий по осуществлению системы консультирования субъектов малого и среднего предпринимательства, развитию официального сайта администрации Амурского муниципального района, содействию выпуску специальных программ, тематических рубрик в средствах массовой информации по различным аспектам предпринимательской деятельности, издание и распространение методических, информационных и справочных материалов для предпринимателей, органов местного самоуправления поселений.

3.9. Охрана труда

В целях соблюдения требований законодательства о труде и совершенствовании трудовых отношений, улучшения условий труда и обеспечение техники безопасности работающих  в малом и среднем бизнесе предстоит продолжить обучение руководителей малых и средних предприятий и индивидуальных предпринимателей по вопросам охраны труда и основам трудовых отношений.

3.10. Развитие и совершенствование форм и механизмов взаимодействия органов власти и предпринимательских структур.

В настоящее время малое и среднее предпринимательство присутствует практически во всех отраслях экономики района и его вклад в развитие отрасли в определенной мере зависит от тесного сотрудничества между органами местного самоуправления и субъектами малого и среднего предпринимательства. В связи с этим большое значение приобретают взаимодействие органов местного самоуправления и бизнеса, дальнейшее содействие саморегулированию предпринимательства на основе развития профессиональных и общественных ассоциаций и объединений предпринимателей для решения отраслевых проблем и консолидации деятельности по защите интересов. В рамках этого направления предусматривается показание содействия установлению и развитию деловых контактов предпринимателей и координации их действий, а также установлению контактов по обмену опытом между предпринимателями.

Планируется внедрить механизм рейтинговой оценки работы администраций поселений Амурского района по развитию малого и среднего предпринимательства.


4. Ресурсное обеспечение Программы.


Общий объем средств, предназначенных для реализации Программы, составляет 1490 тыс. рублей,

в том числе по годам:

2011 год – 470 тыс. рублей;

2012 год – 500 тыс. рублей;

2013 год – 520 тыс. рублей.

Объем средств краевого и районного бюджета, направляемых на реализацию мероприятий Программы по этапам, приведен в таблице 1.


Структура финансирования Программы  (тыс.руб.)

Источники финансирования

Всего

2011 г.

2012 г.

2013 г.

 Краевой бюджет

360

120

120

120

 Районный бюджет

1130

350

380

400

 Всего

1490

470

500

520



Ежегодный объем финансирования мероприятий Программы подлежит уточнению. Отдел экономического развития администрации Амурского муниципального района ежегодно в установленном порядке готовит бюджетную заявку на финансирование мероприятий программы и предложения, связанные с корректировкой целевых показателей, сроков и объемов финансирования и вносит изменения в Программу, смету расходов Программы по этапам (приложение № 2).

5. Механизм реализации Программы.

Заказчиком Программы является Администрация Амурского муниципального района.

Механизм реализации Программы представляет собой скоординированное по срокам и направлениям действия исполнителей конкретных мероприятий, ведущие к достижению намеченных результатов.

Исполнителями Программы являются заинтересованные структурные подразделения администрации района, отдел экономического развития администрации, некоммерческое партнерство «Амурский бизнес-центр», городские и сельские  поселения, субъекты малого и среднего предпринимательства.

Отдел экономического развития администрации осуществляет контрольные функции, позволяющие осуществить эффективное исполнение мероприятий Программы.

Исполнители основных мероприятий Программы ежеквартально до 05 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в отдел экономического развития администрации отчет о выполнении мероприятий Программы для обобщения и последующего информирования главы Амурского муниципального района.



6. Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации Программы.

Эффективность Программы определяется соотношением позитивных изменений, произошедших в малом и среднем предпринимательстве вследствие проведения мер и затрат на реализацию этих мер.

В качестве целей управления, определяющих критерии оценки эффективности приняты такие количественные показатели, как: рост количества субъектов малого и среднего предпринимательства; увеличение доли работников, занятых в малом и среднем предпринимательстве,  в общей численности работников предприятий и организаций; увеличение доли продукции, работ (услуг), произведенных малыми и средними предприятиями; увеличение доли налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства, которые базируются на данных статистического наблюдения, а также в сведениях, получаемых в ходе реализации Программы.

Реализация Программы позволит:

-обеспечить устойчивое развитие малого и среднего предпринимательства во всех отраслях реального сектора экономики;

-насытить товарный рынок конкурентоспособными отечественными товарами и услугами;

-обеспечить занятость населения;

-повысить образовательный уровень участников предпринимательской деятельности.


Ожидаемые результаты эффективности

Наименование показателя

Единица

измерения

Индикатор

до реализации Программы

Ожидаемый эффект

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства (на 1 тыс. жителей)

единиц

26,5

27

27,5

28

29

Доля работников, занятых в малом и среднем предпринимательстве в общей численности занятых в экономике района

процентов

33

33

34

35

37

Доля продукции, работ (услуг) произведенных малыми и средними предприятиями в общем обороте предприятий района

процентов

57

58

59

61

63

Доля налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от субъектов малого и среднего предпринимательства

процентов

22,7

22,9

24,0

24,5

27,0



 


        

Дата изменения: 09.01.2014 04:14